Расследование РБК: как чиновники перехитрили “Яндекс”

Чиновники больше не требуют от “Яндекса” зарегистрироваться как СМИ - возможно, потому, что научились взаимодействовать с роботом поисковика. Как выяснил РБК, несколько сотен госучреждений и газет Москвы в середине года подключили свои сайты к “Яндекс. Новостям” и работают в унисон.

В результате даже не самые резонансные новости - например, об открытии детского сада мэром Сергеем Собяниным, получают аудиторию примерно в 50 млн человек. Успешный опыт может быть применен в федеральном масштабе, опасаются в интернет-сообществе.

Новостной десант

Начиная с лета, в новостях на главной странице “Яндекса” все чаще можно было увидеть сообщения, связанные с деятельностью правительства Москвы - причем многие из них было сложно отнести к резонансным событиям дня (см. справку “Собянин на главной странице “Яндекса”). Большинство из новостей генерили сайты районных газет, администраций префектур и управ, иногда они были подхвачены федеральными СМИ. Анализ “Базы данных СМИ и официальных источников” “Яндекса” (содержит перечень всех ресурсов, которые индексирует робот поисковика) показал, что с мая по август в этой базе появилось более 200 сайтов из Москвы.

Большая часть этих сайтов начала работу только в 2014 году: например, сайт районной газеты “Свиблово”, по данным сервиса Whois (принадлежит компании RU-Center, занимающейся регистрацией доменов), создан 13 июня, а газеты “Теплый стан” - 29 апреля. Есть и более “старые” сайты: так, онлайн-версии газет “Орехово-Борисово Южное” и “Нагатино-Садовники” появились еще в 2013-м, но к “Яндексу” они подключились только этим летом. Сами газеты в бумажном виде существовали годами - например, “Орехово-Борисово Южное” получила лицензию СМИ, по данным Роскомназдора, еще в 2009 году, “Свиблово” - в 2003-м, “Теплый стан” - в 1994-м.

Представитель RU-Center утверждает, что не заметил особого притока желающих получить домен для районной газеты или госучреждения.

Практически одновременно десятки городских сайтов пишут об одном и том же событии - например, участии Собянина в форуме “Культура. Взгляд в будущее” 15 октября, с разными заголовками и добавочной “фактурой”. Подобные новости образуют сюжеты - так “Яндекс” называет подборки новостей об одном событии. Например, в рамках сюжета “Сергей Собянин открыл международный форум “Культура. Взгляд в будущее” на главной странице поисковика оказалось сообщение сайта управы Басманного района (см. справку “Как попасть в топ новостей “Яндекса”).

Почти одновременное появление такого количества сайтов и их работа в унисон не случайны, рассказали РБК источник среди издателей районных газет и источник, близкий к “Яндексу”. По их словам, чиновники из правительства Москвы тестируют новые технологии взимодействия с поисковиком.

“На создание сайтов для “Яндекса” была дана неделя”, - рассказывает менеджер одной из компаний, издающих районные и окружные газеты Москвы. Он знает о создании 135 таких сайтов или новостных лент на уже существовавших ресурсах, служивших архивами для газет.

23 October 2014

Яндекс купил разработчика решений для распознавания рукописного и печатного текста
Вышла версия Яндекс.Браузера для пользователей Linux

• Около 40% новостных сообщений в рунете не оригинальны »»»
Каждый будний день СМИ публикуют в сети не менее 50 000 новостей на русском языке (по данным “Яндекса” за сентябрь 2010 г.
• "Яндекс" запустит информагентство с автоматически генерируемыми новостями »»»
“Яндекс” готовит к запуску собственную информационную ленту для СМИ, в
• "Яндекс" заменил 29 февраля на 0 марта »»»
Крупнейший российский поисковик “Яндекс” заменил 29 февраля, которое бывает раз в четыре года, на 0 марта, разместив на главной странице соответствующий логотип.
• "Яндекс" показал новый дизайн своей главной страницы »»»
Компания “Яндекс” выложила новую версию дизайна своей главной страницы на сайте new.
• "ВКонтакте" и "Яндекс" попали в топ-100 самых популярных сайтов в США »»»
Исследовательская компания SimilarWeb составила рейтинг самых популярных сайтов в Америке.